ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО ИСТОРИЯ
KUNSTHALLE
Росток, Германия
18.05 - 05.06.2018
Владимир Потапов. ПОИСК ЖИВОПИСИ

На сегодняшний день в системе современного российского искусства не так много художников, кто последовательно, от года к году, от одной авторской серии к другой работает с живописью, изучают и пытаются эту сложную и находящуюся в периоде затяжного кризиса технику переосмыслить. Один из этих немногих – Владимир Потапов, сделавший ревизию медиальных основ живописи своей программной задачей.

В миновавшем веке с живописью целая плеяда выдающихся умов и талантов проделала практически все возможное, как на уровне смыслов, так и в чисто техническом или, если уточнить, в перформативном плане. Ее концептуально обнуляли (Малевич), сводили к результату абстрактно-экстатических действий (Поллок), претворяли в жизнь с помощью обнаженных тел (Ив Кляйн), создавали в соавторстве с представителями мира фауны (Комар и Меламид). И это только скромный задел нескончаемо длинного списка… Художник, выбирающий сегодня живопись, по умолчанию принимает на свои плечи тяжелый, почти неподъёмный вес традиции, традиции в отличие от многих современных техник детально академически осмысленной. Тогда как целый ряд других техник, господствующих сегодня на территории современного искусства, не приковывает к себе столько строгий и готовый разнести за любую оплошность взгляд критиков, будь то профессиональные арт-критики, коллеги по цеху, или совершенно неосведомленные о деталях актуального художественного процесса посетители музея.

Сегодня живопись уязвима как никогда, и на то целый ряд причин. Художник, работающий кистью по холсту легко и иногда даже небезосновательно может быть обвинен в ориентированности на рынок искусства. Причем в виду уже, как кажется, испокон веков сложившейся в художественной среде традиции едкой внутрикорпоративной критики, которой подвергаются даже те, кто, казалось бы, заслуживают самой искренней поддержки. Вспомним, хотя бы советских художников, кто ради очень редких и бессистемных продаж, выбирали в те тяжелые годы формат подрамника соразмерный чемоданам западных дипломатов. В то время как автор, работающий с видео или звуком, может легко снискать похвалу хотя бы за то, что большая часть международных коллекционеров в принципе не представляет себе не только, как такого рода продукцию можно приобрести, но и как ее хранить и что с ней делать дальше.

Помимо этого, у многих возникают вопросы о том, в какой мере современна современная живопись, насколько создаваемые ею вызовы системе искусства и социо-политической ситуации в мире актуальны моменту и в какой мере они действенны и эффективны. Не существует конвенционального мнения как в чисто академической среде, так и в музейной, не говоря уже об умах обывателей, о том, какой живопись должна сегодня быть и в какую сторону ей направляться. Нет четкой ясности относительно того, чему она должна служить, где находится ее компромисс между статусом предмета интерьера и бытием объектом в себе, то есть сущностью, являющейся частью, не сводящегося к тривиальному визуальному потреблению. Мнения о живописи как таковой, о ее тематических горизонтах и символической ценности быстро меняются и подвергаются постоянному пересмотру. С этим отчасти соглашается сэр Герберт Рид в своей, уже ставшей классикой, «Краткой истории современной живописи»: «Для историка знакомого с развитием научных и философских знаний, история искусства [напоминаем, что книга посвящена именно живописи] представляется парадоксальным и пугающим зрелищем, поскольку кажется, что она движется не вперед, а назад. […] однажды возникшая школа по мере своего развития непременно вырождается. Совершенство достигается с такой быстротой и сопровождается таким поразительным выбросом энергии, что глаз историка попросту не успевает зафиксировать это явление» [1] . Напомним, что перед нами текст 1976 года, и не стоит напоминать, что с того момента скорости возрасти многократно. Из сложившейся ситуации не так много выходов, но один из них – это постоянный, непрерываемый эксперимент. Эта стратегия Владимира Потапова.

Жанровые объемы эссе не позволяют детально разобраться со всеми живописными сериями Потапова, коих много. А потому мы остановимся лишь на нескольких из них. Одной из самых медийно заметных в предыдущем десятилетии можно назвать Unite (2011). На уровне сюжета художник прибег к одной из «вечных» тем, которая, впрочем, в начале третьего постсоветского десятилетия узнавалась с новой силой и в новых концептуальных ракурсах – портреты советских героев. Среди них: врачи, ударники труда, летчики, испытатели. Технически серия исполнена в сложной пространственной технике. Изображение нанесено на несколько слоев оргстекла таким образом, что в единое целое образ собирается с определенной точки.


Автор избегает одной конкретной интерпретации, что в принципе хорошо для современного художественного произведения, предлагающего несколько уровней смыслов. Однако вглядываясь в изношенные жизнью пожилые лица советских людей, не остается сомнений, что сама проблема оптики вглядывания и наблюдения за ними вызывает очень полярные по своему содержанию смысловые эффекты в мыслях смотрящего – от полного, в переносном смысле, узнавания до тотальной дезориентации.

В группе живописных работ, озаглавленных «Обратная связь» (2012-2014), Потапов ставит перед собой совершенно иные задачи. В этот раз сюжеты работ кажется выбраны почти произвольно. На них можно увидеть сексапильную полуобнаженную особу, знаменитый пузырек начала предыдущего века с раствором героина от фармкомпании Bayer, фрагмент интерьера комнаты с ничем удручающе скучным диваном, на котором валяется не вызывающая никаких эмоций плюшевая игрушка и ряд других ситуаций. Поверх упомянутых изображений, каждое из которых выполнено в безупречной академической живописной технике, автором нанесены «дополнения». Выражаясь современным городским языком, «работы вандализированы». На их поверхности аэрозольным баллончиком нарисованы изображения, символы или надписи субверсивного, подрывающего конформистское представление о современности толка. Подобного рода столкновение разных уровней живописи (западный реализм/графити-бомбинг) и социальных измерений (например, домашний интерьер/камера наружного наблюдения) манифестирует авторский протест медийному манипулированию представлением современного человека не только об окружающем мире, но и роли художника в этом процессе.

Серия «Внутри» (2015-2017) в свое время уже снискала внимание, став частью проекта «По памяти» (куратор Валентин Дьяконов), прошедшего в Московском музее современного искусства в 2017, который наряду с решением прочих художественных и экспозиционных задачам обозначил завершение двухлетних авторских поисков Потапова. На этот раз в центре творческих исканий Потапова оказался круг проблем, неразрывно связанных с темой памяти, коллизиями мировой и в частности советской истории, «прогрессивной ностальгии» и изощренного миропорядка современной России, что день ото дня вызывает все больше внимания в международной повестке. В основе технического решения, избранного художником в качестве обобщающего для всей серии, лежит знакомая всем гражданам помнящим Советский Союз доска объявлений. Ее вешний вид обладает эффектом мгновенного узнавания – плотная деревянная фанера, донельзя перегруженная слоями разного цвета и специфической консистенции масляной краски, сквозь которую просматриваются попавшие под беспощадную кисть районного маляра почти уже не узнаваемые огрызки бумаги, некогда содержащие важную для населения информацию и предложения. В наши дни эти бесценные артефакты вслед за многими другими блестящими частностями эпохи канули в Лету. Выдающийся итальянский философ Джорджо Агамбем со свойственной ему безукоризненной культурной интуицией клеймит «бездарных реставраторов», что «стирают [бесценные] отпечатки, стачивают их так, что не прочесть», таким образом «глазурируя» историю и города, уничтожая бесценный опыт предшествующих [2] . Потапов же в упомянутой серии проделывает обратную процедуру, как бы реставрируя и одновременно с тем подвергая частичному разрушению изображение, нанесенное многочисленными слоями на разноформатные доски. Но как и должно современному художественному произведению за остроумной и на высоком уровне исполненной техникой еще скрывается потенциальная череда смыслов, в данном случае создаваемых монтажом символов и контекстов. На одном сюжете можно рассмотреть делающих зарядку пионеров, а на другом принимающих ультрафиолетовые ванны детей под портретом нынешнего лидера РФ, где-то пред нами фрагменты из семейного архива художника, а где-то на лицо идиллический городской пейзаж, с медленно но верно поднимающимся утренним солнцем.

В обобщении о творчестве Потапова одно можно сказать точно, в каждой своей работе он не стремится предъявить миру какую-либо отдельную реальность, зафиксировать или обнаружить какую-либо из ее возможных конфигураций, скорее ему оказывается важна последовательность реальностей, каждая из которых без предыдущей лишается возможности существовать.

Андрей Мизиано, Москва, 4 апреля 2018

[1] Рид Г. Краткая история современной живописи. М:. АдМаргине пресс, 2017. С 13-14.
[2] Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндриссе, 2014. С. 67

Rus
РАБОТЫ
БРАТЬЯ
152х152 см., акриловая эмаль, дерево, 2017
№ 5
ОДЕССКАЯ ЛЕСТНИЦА
152х305 см., акриловая эмаль, дерево, 2017
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
152х152 см., акриловая эмаль, дерево, 2017
ПИОНЕРЫ
152х152 см., акриловая эмаль, дерево, 2017
СЕМЬЯ
152х152 см., акриловая эмаль, дерево, 2017
ВСЕ ПАЛИТРЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ
В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК
ВСЕ ПАЛИТРЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ
В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК