Волгоград – это город с поразительной и подчас трудно объяснимой экономикой памяти. Для города, превращенного в один огромный музей и мемориал под открытым небом, характерна культурная амнезия и отсутствие культурной преемственности. События, отстоящие от нас всего лишь на какие-то 20 или 30 лет, безвозвратно уходят в область забвения и временной неразличимости, ожидая новой актуализации.
После XX съезда КПСС в Волгограде начинается масштабная «политика забвения»: памятник Сталину на площади Павших борцов был демонтирован, а его монумент на Волго-Донском канале был заменен статуей Ленина. Над входом в медицинский университет был сбит четвертый барельеф со сталинским портретом, а на распахнутых книгах в капителях университета образовалась пустота на правой странице – имя генералиссимуса было замазано цементом. На стене Планетария перед входом мы обнаруживаем еще один сбитый барельеф Сталина. Эти зияния в городском пространстве значительно красноречивее присутствий. Пустота, как технология забвения, находит прямое соответствие в культуре Древнего Египта с его иконоклазмом - уничтожением имен и изображений ненавистных фараонов.
Произведение Владимира Потапова, созданное специально для Декады паблик-арта, выполнено на поверхности плексигласа и требует постоянного зрительного напряжения и внимательной аккомодации взгляда: с одной точки работа фигуративна и иконографична, но с другой – распадается на практически абстрактные плоскости и цветовые пятна. Объект, как иллюстрация квантовой суперпозиции, одновременно содержит в себе и изображение, и его отрицание.
Контекстом для восприятия работы станет мозаичный портрет Сталина из полудрагоценных уральских камней, заново открытый посетителям Планетария для просмотра через 36 лет после полного забвения. Если в этом случае возврат изображения предполагает, по большей части, его эстетическое восприятие, то произведение Владимира Потапова приоткрывает ящик Пандоры этического. «Капитель» - это своевременная работа о реактуализации фигуры политического лидера, объединяющего в своих руках всю полноту власти, и смелое высказывание о манипуляции исторической памятью. Двухслойное изображение как капсула времени скрывает в себе политические фантазии, в которых нам некомфортно признаться.